Хочу рассказать страшилку о том, как плохо отказываться от аутсорсинга сервисов ИТ, и к чему приводит безответственные действия собственного персонала.
Собственно, жила-была небольшая, но крепкая компания, и обслуживали ее аутсорсеры от информационных технологий. И все у них было хорошо. В смысле – у компании все работало, а аутсорсерам капали денежки и была полная идиллия в бизнес-коммуникациях и взаиморасчетах. Но подкрался проклятый кризис, и топ-менеджеры компании решили сокращать издержки. Сокращали-сокращали, да и говорят аутсорсерам – найдите-ка нам недорогого сисадмина, чтобы мог он выполнять все ваши функции – и админить железо с сеткой, и 1С поддерживать и развивать, и Галактику это ERP-и ее… И чтобы стоил дешево. А аутсорсеры и говорят, есть же ж такое правило "качественно, быстро, недорого – выбирай любые два утверждения", поэтому "умный и недорого" не бывает, но топы были непоколебимы – ищите, говорят, ваши услуги нам слишком дорого обходятся и мы будем экономить. Ну, клиент всегда прав, делать-то нечего, подыскали компании недорогого, но подающего надежды сисадмина. Проверили профпригодность человека, договорились со своими уже бывшими клиентами о порядке передачи инфраструктуры новому сотруднику, обговорили вопросы взаимодействия на "в случае чего". На том и разошлись, обменявшись контактными телефонами и не менее контактными электропочтами со скайпами.
Хозяйство молодому сотруднику досталось небольшое, но ухоженное – три сервера, дисковый массив, мини-АТС, сеть на 20-30 машин, да еще там кое-что по мелочи, типа DECT станций с роумингом, VoIP шлюзов и прочего. В целом все в работоспособном состоянии – и почта на связке FreeBSD+exim+dovecot с авторизацией Active Directory, и прокси-сервер на той же FreeBSD с возможностью сбора статистики по трафику Интернет и авторизацией в той же Active Directory, да и сам контролер домена с AD на борту и перемещаемыми профилями пользователей, и, естественно, для любого мало-мальски серьезного бизнеса, сервер БД с базами 1С и Галактики.
Аутсорсеры при передаче хозяйства новому сисадмину строго-настрого наказали сначала спрашивать, а потом делать, когда речь идет о серверном хозяйстве. И поначалу все так и было. Была только маленькая шероховатость за первые полтора месяца трудовой деятельности собственного сотрудника компании – случайно завалил он сервер под управлением FreeBSD. Не то, чтобы завалил, а просто начудил с правилами файервола, и перестал быть Интернет в компании. Аутсорсеры поскрипели зубами, да и исправили ситуацию, еще раз напомнив сисадмину, что не стоит лезть туда, где слабо ориентируешься. И снова стала идиллия в компании.
Но не надолго. Не понравилось молодому и горячему сисадмину, что при подключении к удаленному рабочему столу на сервере БД, не видит он дисков C:\ и D:\. И решил он это исправить. И исправил, незатейливо, но качественно. Запустил товарищ утилитку remapdrive из дистрибутива Citrix. Зачем? Впоследствии он и сам не смог объяснить, что его заставило решать "проблему" именно таким образом. Не удосужился сисадмин, назовем его Ваня (в честь Иванушки-дурачка), почитать, что утилиту эту Citrix рекомендует использовать перед установкой ЛЮБЫХ сервисов на Windows Server и перед установкой, собственно, Citrix Meta Frame. Ремаппинг дисков рекомендуют использовать тогда, когда ПЛАНИРУЕТСЯ подключение дисков клиентской машины при заходе на терминал или запуске опубликованного в Citrix приложения. И делается это для того, чтобы диски клиента монтировались на привычные ему места – в качестве C:\ и D:\. Утилита же меняет буквы системных дисков сервера на М:\ и далее по алфавиту. Причем, не просто меняет, а попутно переписывает системные переменные и ключи реестра, отвечающие за автозапуск, регистрацию классов и т.п.
Ну так вот, сделал Ваня ремап, да и порадовался, что системные диски сервера стали ему видны в Проводнике Windows при входе на удаленный рабочий стол. А дальше как-то все пошло наперекосяк – сначала отказалась запускаться 1С, опубликованная в Citrix Meta Frame, потом, начал ругаться MS SQL сервер, потом отвалилась Галактика ERP, т.к. порушились настройки общего доступа к каталогу исполняемых файлов Галактики. И сервер упал. Причем, качественно, так, что и подключиться к нему удаленно нельзя было..
И тут Иванушка нанес еще более сокрушительный удар по умирающему серверу БД предприятия. Подключившись локально, в "Управлении дисками" сервера, поменял буковки обратно, и отправил сервер перезагружаться. После перезагрузки остановилось все – и 1С и MS SQL и Галактика, и работа удаленных подразделений компании, не говоря о таких мелочах, как Лига – Закон и Бэст-Звит, серверные части которых тоже были установлены на этой несчастной железке…
Прибежал Иванушка к аутсорсерам – помогите, говорит, не хватает знаний, чтобы восстановить умерший сервер, контора стоит, начальство тихо закипает, пользователи в ужасе – давно у них таких чудес не бывало, чтобы в самый разгар рабочего дня, в период сдачи годовой отчетности в ДПА и прочие пенсионные фонды, ВСЕ программы отказывались работать…
Делать нечего. Пошли от обратного, переименовали системные диски в М:\ и далее, снова запустили remapdrive, указали, как должны на самом деле называться диски… Первым ожили MS SQL и Галактика. Но 1С и Citrix упорно отказывались работать. Путем долгих издевательств над собой, Ванечкой и сервером, Citrix был водружен на место и приведен в работоспособное состояние.
Итоги любознательности сисадмина Ванечки – 3(три!!!) дня полной неработоспособности компании из 20 человек!!! Не восстановленные на текущий момент Лига и Бэст-Звит, потерянные отгрузки и штрафы за несвоевременную сдачу отчетов.
Мораль этого повествования – профессиональная пригодность сотрудника не является показателем того, что он будет приносить пользу компании. Отсутствие опыта с лихвой перекрывает все знания и сертификаты. Безответственность сотрудника может приносить немалые убытки, как прямые в виде штрафов, так и косвенные – в виде потери лояльности клиентов.
Вот и весь сказ. Выводы делайте сами – собственный сотрудник vs аутсорсинг. И посчитайте, сколько может стоить трехдневный простой вашей компании… Грустно, девушки, как говорил О. Бендер.
P.S. Я уже почти закончил статью, как Ваня стукнул мне в скайп с радостным известием – он снес Citrix, и расставил 1С на рабочие станции – "так же проще". Комментировать это событие я отказываюсь, равно, как объяснять парню, в чем он неправ. Думаю, у компании, где работает Ваня, будет еще много незапланированных выходных. А что, зато он обходится дешевле, чем услуги аутсорсинга ИТ. Оригинал здесь